К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому очень важно в старших классах введение профильного обучения, ориентированного на удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей и склонностей каждого ученика.
Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Это систематизированная подготовка старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Задачи профилизации - создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.
Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введением профилизации преследуется ещё одна цель - обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения. Профиль как раз и задаёт определённую сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям подростка.
Профиль складывается из следующих компонентов:
1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся;
2) профильные общеобразовательные предметы (математика, белорусский язык).
Преимущества.
Профильное обучение даёт учащимся:
прочные знания по профильным предметам, т.е., именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы; вырабатывает у них навыки самостоятельной познавательной деятельности; вырабатывает у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её; делает их конкурентоспособными в плане поступления выбранные им ВУЗы.
Учащиеся с достаточным интересом и познавательной активностью относятся к учебным занятиям по профильным предметам.
Источники о профильном обучении.
1. Профильное обучение [Электронный ресурс] //Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-23891.
2. Профильное обучение [Электронный ресурс] //Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: http://adu.by/?p=5150.
3. О введении профильного обучения [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования Республики Беларусь от 16.04.2015 № 316 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ’2012 / ООО «ЮрСпектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
4. Колесникова, Е. И. Профильное обучение и отдельные вопросы комплектования учебных классов учреждений общего среднего образования / Е. И. Колесникова [Электронный ресурс]: материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12 октября2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ’2012 / ООО «ЮрСпектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016.
5. Активные методы в системе профильного обучения: методические рекомендации [Текст] / сост.: В. Л. Цыбовский. – Минск, 2004. – 51с.
6. Андреева, Н. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра / Н. Андреева // Биология в школе.- 2004.- N5. – C.21-24.
7. Аршанский, Е. Я. Предпрофильная подготовка: как её реализовать в школьной практике // Химия в школе. – 2006. – №5. – С.12-19
8. Войтович, Т. С. Пути и условия перехода к профильному обучению: [статья содержит материалы семинара, посвященного развитию профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации допрофильного и профильного обучения.] семинар-практикум: педагогическая ассамблея / Т. С. Войтович // Народная асвета, 2016. – №8. – С.21-25.
9. Глинский, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь: профориентационная работа в школе / А.А. Глинский, Т. М. Савельева // Веснік адукацыі.