Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Рекомендации

Рекомендации учителям, работающим с учащимися с особенностями психофизического развития

  1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям.
  2. Очень важно помнить, что учащимся с ОПФР может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
  3. Убедитесь в том, что все учащиеся чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ОПФР будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
  4. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
  5. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,

КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:

  • Создавайте в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  • Не раздражайтесь, будьте терпелив и настойчив;
  • Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
  • Требуйте, учитывая реальные возможности ребёнка;
  • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируйте темпы и объём работы;
  • Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
  • Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
  • Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  • Работайте в тесном контакте с учителем-дефектологом.

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

  • Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
  • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
  • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

РАБОТА НА УРОКЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПФР ДОЛЖНЫ НОСИТЬ КОНКРЕТНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР;

ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПО ОБЪЁМУ И СЛОЖНОСТИ;

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ НУЖНО ДАВАТЬ ПОРЦИЯМИ;

ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАСТЯНУТО ВО ВРЕМЕНИ, СОДЕРЖАТЬ МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И С ПОСТОЯННОЙ ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНОСТЬ;

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ (СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ОСЯЗАНИЕ…)

НАИБОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА ДАВАТЬСЯ УЧЕНИКУ С ОПФР В ПЕРИОД ЕГО НАИБОЛЬШЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКЕ

ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ:

  • НЕ УБЕЖДАТЬ, А ПОНИМАТЬ;
  • НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, А СТИМУЛИРОВАТЬ;
  • НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫСКАЗЫВАТЬ;
  • НЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, А СОВЕТОВАТЬ;
  • НЕ ПОДМЕНЯТЬ, А ДОВЕРЯТЬ;
  • НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А РОВНЯТЬ;
  • НЕ РУКОВОДИТЬ, А УЧАСТВОВАТЬ;
  • НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫБИРАТЬ;
  • НЕ ОКРИКОМ, А ЮМОРОМ;
  • НЕ ОБВИНЯТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ.

 

Рекомендации учителя-дефектолога родителям ребенка с особенностями психофизического развития

         Пожалуйста, помните, что:

         "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/ головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

         Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

         Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

         "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

         У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

         Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

Преодолевайте страх и отчаяние

Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.

Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.

Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.

Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

 Необходимо:

Принимать ребёнка таким, каков он есть, выражать ему доброе отношение, сообщая ему об этом взглядом, ласковым прикосновением, словами;

Показывать ребёнку, что родители его понимают, готовы помочь ему организовать работу, подсказать, как сделать лучше и т.д.;

Формировать у сына /дочери/ самоценность: начинать с повышения самооценки ребёнка через организацию той деятельности, тех занятий, где у него получается лучше;

Изучать интересы и способности ребёнка, поощрять добрые дела, малейшие успехи и достижения в том, где трудно, вселять веру и надежду, что у него всё получится;

Видеть в ребёнке достоинства, открывать и утверждать их, ценить в нём личность;

Не позволять себе ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребёнка. Плохое полезно забывать сразу, акцентируя внимание на хорошем. В поведении детей подчёркиваются не плохие, а хорошие стороны, отмечаются успехи, активно поддерживаются желание стать лучше;

Воспитывать детей на положительном, вовлекать в полезную деятельность, разговаривать с ними уважительно, следить за речью;

Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне;

Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи;

Будьте одновременно тверды и добры;

Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху;

Поддерживайте ребёнка. Взрослый может поддержать ребёнка, признавая его усилия и вклад, ровно как достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребёнок не достигает успеха;

Демонстрируйте взаимное уважение, уверенность в ребёнке и уважение к нему как к личности.

Родители должны помнить:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.

2. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка.

3. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.

«Разные возможности – равные дети»

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.

ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!