Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних

Признаки суицидального поведения ребенка

             Если подросток задумал проститься с жизнью, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

  •        подросток прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу             так   альше жить»;
  •        косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»,         «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  •        много шутит на тему самоубийства;
  •        проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

  •        раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно

                приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

  •        демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде – есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние

задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

  •        замкнуться от семьи и друзей;
  •        быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  •        ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  •        проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться расстаться в жизнью, если:

– социально изолирован, чувствует себя отверженным;

– живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм - личная или семейная проблема);

– ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

– предпринимал раньше попытки самоубийства;

– имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

– перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

– слишком критически относится к себе.

Если вас что-то настораживает в поведении ребенка, незамедлительно обращайтесь к специалисту, в частности к педагогу-психологу учреждения образования.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям!

Детский и подростковый суицид: понятие, причины, формы профилактики

Детский и подростковый суицид: понятие, причины, формы профилактики

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ

Различают три основных вида суицида:

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;
  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
  • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

 

Типы суицидального поведения.

Выделяют так же и различные типы суицидального поведения.

Целью демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом, человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Демонстративные суицидальные действия, как правило, совершаются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред. Их цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над стоящими проблемами, часто – «осознать» своё несправедливое отношение к человеку. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.

К аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций. Обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности и приводят к суицидальным действиям. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения.

Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий. В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка. При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к спрыгиванию с высоты или повешению.

Самоубийство – слишком кардинальный и противоестественный шаг. Решение его совершить появляется не мгновенно. Как правило, ему предшествует продолжительный период волнений и переживаний, борьбы мотивов, поиска выхода из сложившейся ситуации.

Несмотря на уникальность каждого отдельно взятого случая, суициды имеют ряд общих характеристик. Как правило, суицидальному поведению сопутствуют стрессогенный характер жизненной ситуации, фрустрация ведущих потребностей. Для суицидента характерны переживание беспомощности и безнадёжности, невыносимость страданий, искажённое восприятие реальности («туннельное зрение», то есть зацикленность на проблеме). Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации, аутоагрессия.

На особенности суицидального поведения существенно влияет и возраст суицидента. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, то есть имеет характер ситуационно-личностных реакций. Дети не всегда до конца осознают необратимость смерти.

Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. Вместе с тем, дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией.

Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (с взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

«Группа риска»

К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

  • дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • сверхкритичные к себе дети и подростки;
  • страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;
  • дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;
  • дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
  • дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.

В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

Необходимо отметить, что очень редко только один из перечисленных факторов толкает еще не сформировавшегося индивида на суицид.

Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе, они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают. Поэтому, к сожалению, только единицы из них обращаются за помощью к психологам, но ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью.

Подростковый возраст является переходным, и нужно помнить, что в нем все воспринимаются особенно остро. Несмотря на то, что принадлежность к группе риска не всегда означает обязательное совершение самоубийства, родственникам, учителям и друзьям необходимо очень внимательно относиться к их наличию. Подростковый суицид – это ситуация, требующая вмешательства с внешней стороны. Детям требуется человек, который способен изменить в ситуацию и помочь им, услышав крик души.

 

  • Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:

    • сформированное чувство долга, ответственности;
    • эмоциональная привязанность к родным и близким людям;
    • внимание к собственному здоровью, боязнь причинить себе физический ущерб;
    • психологическая гибкость и адаптированность;
    • умение снимать свою психологическую напряжённость;
    • проявление интереса к жизни;
    • наличие жизненных планов, замыслов;
    • наличие актуальных жизненных ценностей;
    • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
    • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

    Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.

     ПОВЕДЕНИЕ С ЛИЦАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ

    Человека, решившегося на самоубийство, необходимо внимательно выслушать и постараться понять проблему, скрытую за словами.

    Необходимо оценить серьёзность намерений, глубину эмоционального кризиса.

    Даже к незначительным на первый взгляд обидам и жалобам относиться надо внимательно. Не пренебрегать ничем из сказанного.

    Можно прямо спросить, не думает ли подросток о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Но даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве.

    Любому человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания. Поэтому таких детей и подростков необходимо поддерживать, быть с ними настойчивыми.

    После разговора необходимо убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь взрослого. Так же необходимо показать ему свою компетентность, заинтересованность в его судьбе, готовности помочь.

    Следует принять во внимание и другие источники помощи: семью, друзей, священников, специалистов (психолог, психиатр).

    При наличии суицидального поведения для предотвращения суицидальных попыток психолог в состоянии:

    • помочь снять психологическое напряжение;
    • обеспечить формирование компенсаторных механизмов поведения;
    • формировать адекватное отношение к жизни и смерти;
    • уменьшить психологическую зависимость от причин, вызвавших суицидальное поведение.

    Таким образом, при выявлении у ребёнка или подростка склонности к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении на психическую патологию – психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи.

    Виды психологической коррекции.

    В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:

    • организация совместных действий семьи, школы, друзей по оказанию социальной поддержки;
    • обучение социальным навыкам преодоления стресса;
    • проведение социально-психологических тренингов;
    • индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
    • обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.

    Детьми и подростки, находящиеся в пресуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальном сопровождении.

    Детские психологи настаивают, что при соответствующих профессиональных мерах реально справиться с ростом смертности от юношеских самоубийств.

    Для этого предлагаются советы, которые можно использовать в помощь среднестатистическому подростку, чтобы предотвратить суицид:

    1. Давайте надежду, вселяйте оптимизм и веру в будущее.

    2. Проявляйте максимальное понимание и демонстрируйте искреннее сочувствие.


    3. Осуществляйте социальный контроль за поведением ребёнка дома, в школе и на улице.

    4. Принимайте личность человека со всеми его достоинствами и не концентрируйтесь на недостатках.

    5. Научитесь слушать внимательно.

    6. Предлагайте конструктив вместо неоправданных утешений.