Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних

СПАСТИ ОТ ПРОПАСТИ. Детский и подростковый суицид: понятие, причины, формы профилактики

Детский и подростковый суицид: понятие, причины, формы профилактики

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Нужно отметить, что ситуация с подростковым суицидом в Беларуси сложилась более чем серьезная. По данным следственного комитета, в 2015 году правоохранительные органы проводили доследственную проверку по 26 фактам самоубийств среди несовершеннолетних (33 — в 2014 году). Причем наибольшее количество подростковых суицидов произошло в Минске (7) и Витебской области (6).

По состоянию на конец мая 2016 года в стране произошло 13 самоубийств среди несовершеннолетних. В статистике снова лидирует Минск (4 случая). Как правило, на суицид решаются дети в возрасте 16-17 лет. Самоубийства чаще всего совершают мальчики.

В 2016 году от самоубийств в Беларуси погибли 2042 человека, годом ранее – 1394. Показатель на 100 тыс. населения заметно увеличился – с 18,1 до 21,5. Среди самоубийц преобладают мужчины: 1656 в 2016-м и 1126 в 2015 году. Возраст – чаще всего 46-60 лет.

Основной способ совершение суицида – повешение, так кончает с жизнью половина самоубийц.

Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

 

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ.

Различают три основных вида суицида:

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;
  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
  • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

 

Типы суицидального поведения.

 

Выделяют так же и различные типы суицидального поведения.

Целью демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом, человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Демонстративные суицидальные действия, как правило, совершаются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред. Их цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над стоящими проблемами, часто – «осознать» своё несправедливое отношение к человеку. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.

К аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций. Обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности и приводят к суицидальным действиям. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения.

Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий. В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка. При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к спрыгиванию с высоты или повешению.

Самоубийство – слишком кардинальный и противоестественный шаг. Решение его совершить появляется не мгновенно. Как правило, ему предшествует продолжительный период волнений и переживаний, борьбы мотивов, поиска выхода из сложившейся ситуации.

Несмотря на уникальность каждого отдельно взятого случая, суициды имеют ряд общих характеристик. Как правило, суицидальному поведению сопутствуют стрессогенный характер жизненной ситуации, фрустрация ведущих потребностей. Для суицидента характерны переживание беспомощности и безнадёжности, невыносимость страданий, искажённое восприятие реальности («туннельное зрение», то есть зацикленность на проблеме). Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации, аутоагрессия.

На особенности суицидального поведения существенно влияет и возраст суицидента. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, то есть имеет характер ситуационно-личностных реакций. Дети не всегда до конца осознают необратимость смерти.

Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. Вместе с тем, дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией.

Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (с взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

 

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

При истинном суициде намерение покончить с жизнью может развиваться на протяжении длительного времени – от нескольких дней до нескольких лет. Проследим динамику развития суицидального поведения. Выделяют несколько стадий развития суицида.

  1. Стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В большинстве случаев перед совершением суицидального действия наблюдается период, характеризующийся снижением адаптационных способностей (то есть наблюдается снижение уровня интересов, успеваемости, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, ограничение общения и т.д.). В это время формируются собственно суицидальные мысли. Человек может говорить, что-то типа «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться». У него обостряется интерес к проблемам жизни и смерти. В этот период у человека возникают пассивные мысли о самоубийстве. У него отмечаются размышления и фантазии о своей смерти. К сожалению, часто рассуждения подростков на эту тему недооцениваются взрослыми или воспринимаются в демонстративно-шантажном аспекте. Поэтому следует знать, что почти каждый задумывающийся о самоубийстве так или иначе даёт понять о своём намерении окружающим. Большинство из тех, кто решается на суицид, тем или иным образом раскрывают свои замыслы. Такие люди ищут возможности высказаться, но не находят подходящего человека, готового их выслушать.
  2. Стадия суицидальных замыслов. Человек в активной форме проявляет желание покончить с жизнью: разрабатывает план реализации своих суицидальных замыслов, продумывает способы, определяет место и время совершения суицида. Можно услышать высказывания о своих намерениях.
  3. Стадия собственно суицидальной попытки. К замыслу о суициде присоединяются сформированное решение и волевой компонент, побуждающий к непосредственному осуществлению суицидального акта.

Период от появления мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называют пресуицидом. Его длительность может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Острый пресуицид отличается моментальным проявлением суицидальных замыслов без предшествующих ступеней.

Следует отметить, что после попытки ребёнка или подростка совершить самоубийство относиться к нему начинают с повышенным вниманием и заботой. В это время повторение суицидальных действий маловероятно. По истечении относительно небольшого времени (примерно трёх месяцев) взрослые отмечают, что ребёнок не высказывает мыслей о суициде и внешне спокоен, и начинают вести прежний образ жизни, решив, что ребёнок преодолел кризис. Однако при отсутствии проработки ситуации, приведшей к суицидальным действиям, существует угроза совершения повторной суицидальной попытки. Следовательно, за ребёнком, предпринявшим суицидальные действия, необходимо длительное время наблюдать, беседовать с ним, оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ.

Людей, совершающих суициды, отличают следующие особенности:

  • ощущение беспомощности и безнадёжности;
  • неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
  • депрессивное настроение, часто сопровождающееся потерей сна, аппетита;
  • утрата семейного, общественного престижа, особенно в группе сверстников;
  • в случае ухода из семьи или лишения поддержки чувство изоляции и отверженности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве;
  • настойчивые мысли о суициде;
  • наличие обобщения и фатальности в мыслях и речи;
  • амбивалентность – хотят умереть и в то же время хотят жить;
  • возможно присутствие сильной наркотической или алкогольной зависимости.

Необходимо срочно предпринимать необходимые меры при обнаружении у детей, подростков подобных признаков в поведении. Внимательное отношение взрослых способно предотвратить суицидальные действия детей.

 

ОБЩАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН СУИЦИДА.

К основным причинам суицидов можно отнести следующие:

  • низкую самооценку, переживание некомпетентности, стыда за себя;
  • уязвлённое чувство собственного достоинства (чувство собственной незначимости);
  • беспомощность, т.е. ощущение невозможности контролировать свою жизнь;
  • изоляцию, т.е. чувство, что тобой никто не интересуется, ты никому не нужен;
  • безнадёжность.

Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:

  • несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;
  • депрессивные состояния детей и подростков так же могут привести к суицидальным действиям;
  • дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;
  • ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;
  • реакция протеста при нарушении взаимоотношений с взрослыми, сверстниками может стать причиной самоубийства детей или подростков;
  • отсутствие идеологии в обществе так же способствует росту числа детских и подростковых суицидов.

Косвенные причины.

Такие факторы, как политическая обстановка и экономический кризис в стране, как ни странно, тоже оказывают воздействие на состояние подростков. Вследствие повышения уровня тревожности родителей дети также начинают испытывать психоэмоциональные трудности, в какой-то мере лишаясь поддержки взрослых, которые бессильны перед обстоятельствами. Таким образом, психическое состояние взрослых также оказывает влияние на подростковый суицид. Статистика говорит о том, что склонность к самоубийству зависит и от пола. Среди девушек этот показатель составляет 8 человек на 100 тыс. населения, среди юношей – 33 человека.

Утрата и суицид.

Серьезная потеря может повлечь за собой и депрессию, и суицид. Подростковый характер отличается максимализмом: например, любовь можно казаться «маленькому взрослому» последней в его жизни. Это нужно понимать, а также воспринимать личность подростка серьезно. Другие потери могут быть связаны с утратой физического здоровья, близкого человека. Во всех случаях подростком овладевает не только депрессия, но и злость, гнев.

Совокупность условий.

Необходимо отметить, что очень редко только один из перечисленных факторов толкает еще не сформировавшегося индивида на суицид. Подростковый возраст является переходным, и нужно помнить, что в нем все воспринимаются особенно остро. Несмотря на то, что принадлежность к группе риска не всегда означает обязательное совершение самоубийства, родственникам, учителям и друзьям необходимо очень внимательно относиться к их наличию.

Подростковый суицид – это ситуация, требующая вмешательства с внешней стороны. Детям требуется человек, который способен изменить в ситуацию и помочь им, услышав крик души.

Признаки суицидального поведения

в детском и подростковом возрасте

 

При наличии вышеперечисленных причин суицидальных действий у детей и подростков взрослым необходимо обратить внимание на признаки эмоциональных нарушений, которые могут лежать в основе суицида. К ним, в частности, относятся следующие:

  • частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
  • появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
  • уход от контактов, превращение в «человека-одиночку», изоляция от друзей, семьи;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
  • погружённость в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее.

Следует так же отметить, что суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.

Взрослым следует быть особенно внимательными и срочно предпринимать меры, заметив у ребёнка или подростка признаки подготовки к самоубийству. О готовящихся суицидальных действиях может говорить сочетание нескольких из приведённых ниже признаков:

  • прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок могут говорить о последних приготовлениях человека перед смертью;
  • привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни;
  • готовясь к самоубийству, человек может оставлять письменные указания в записках, дневнике, письмах;
  • словесные указания или угрозы могут сообщить взрослым о планировании ребёнком суицидальных действий;
  • у импульсивных подростков могут наблюдаться вспышки гнева;
  • насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.

 

«Группа риска».

К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

  • дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • сверхкритичные к себе дети и подростки;
  • страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;
  • дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;
  • дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
  • дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.

В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

Необходимо отметить, что очень редко только один из перечисленных факторов толкает еще не сформировавшегося индивида на суицид.

Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе, они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают. Поэтому, к сожалению, только единицы из них обращаются за помощью к психологам, но ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью.

Подростковый возраст является переходным, и нужно помнить, что в нем все воспринимаются особенно остро. Несмотря на то, что принадлежность к группе риска не всегда означает обязательное совершение самоубийства, родственникам, учителям и друзьям необходимо очень внимательно относиться к их наличию. Подростковый суицид – это ситуация, требующая вмешательства с внешней стороны. Детям требуется человек, который способен изменить в ситуацию и помочь им, услышав крик души.

 

Знаки (проявления) суицидального риска.

Поведенческие признаки:

  • внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
  • употребление спиртного и/или наркотических средств;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
  • безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
  • безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  • внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

 

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

  • невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;|
  • разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
  • поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
  • присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
  • конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили, изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи,

 

Словесные ключи:

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «Ты меня больше не увидишь», «Я не могу больше выносить эту проблему», «Скоро все это закончится»;
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • самообвинения;
  • сообщение о конкретном плане суицида.

 

Поведенческие ключи:

  • раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
  • написание «записок-завещаний»;
  • несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
  • самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения.

    Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:

    • сформированное чувство долга, ответственности;
    • эмоциональная привязанность к родным и близким людям;
    • внимание к собственному здоровью, боязнь причинить себе физический ущерб;
    • психологическая гибкость и адаптированность;
    • умение снимать свою психологическую напряжённость;
    • проявление интереса к жизни;
    • наличие жизненных планов, замыслов;
    • наличие актуальных жизненных ценностей;
    • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
    • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

    Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.

     

    ПОВЕДЕНИЕ С ЛИЦАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ.

    Человека, решившегося на самоубийство, необходимо внимательно выслушать и постараться понять проблему, скрытую за словами.

    Необходимо оценить серьёзность намерений, глубину эмоционального кризиса.

    Даже к незначительным на первый взгляд обидам и жалобам относиться надо внимательно. Не пренебрегать ничем из сказанного.

    Можно прямо спросить, не думает ли подросток о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Но даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве.

    Любому человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания. Поэтому таких детей и подростков необходимо поддерживать, быть с ними настойчивыми.

    После разговора необходимо убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь взрослого. Так же необходимо показать ему свою компетентность, заинтересованность в его судьбе, готовности помочь.

    Следует принять во внимание и другие источники помощи: семью, друзей, священников, специалистов (психолог, психиатр).

    При наличии суицидального поведения для предотвращения суицидальных попыток психолог в состоянии:

    • помочь снять психологическое напряжение;
    • обеспечить формирование компенсаторных механизмов поведения;
    • формировать адекватное отношение к жизни и смерти;
    • уменьшить психологическую зависимость от причин, вызвавших суицидальное поведение.

    Таким образом, при выявлении у ребёнка или подростка склонности к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении на психическую патологию – психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи.

    Виды психологической коррекции.

    В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:

    • организация совместных действий семьи, школы, друзей по оказанию социальной поддержки;
    • обучение социальным навыкам преодоления стресса;
    • проведение социально-психологических тренингов;
    • индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
    • обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.

    Детьми и подростки, находящиеся в пресуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальном сопровождении.

    Детские психологи настаивают, что при соответствующих профессиональных мерах реально справиться с ростом смертности от юношеских самоубийств.

    Для этого предлагаются советы, которые можно использовать в помощь среднестатистическому подростку, чтобы предотвратить суицид:

    1. Давайте надежду, вселяйте оптимизм и веру в будущее.

    2. Проявляйте максимальное понимание и демонстрируйте искреннее сочувствие.


    3. Осуществляйте социальный контроль за поведением ребёнка дома, в школе и на улице.

    4. Принимайте личность человека со всеми его достоинствами и не концентрируйтесь на недостатках.

    5. Научитесь слушать внимательно.

    6. Предлагайте конструктив вместо неоправданных утешений.

  • Как вести себя с суицидальными учащимися (воспитанниками).

     

    Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показа­нием ряда следующих мероприятий:

    1.Информирование родственников подростка (администрации учреждения) о суицидальной опасности или действиях.

    2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.

    3.Привлечение для консультации детского психиатра или психоте­рапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

     

    Алгоритм действия педагога при контакте с ребенком-суицедентом в различных психологических ситуациях.

    1. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцина­ции, психомоторного возбуждения).

    К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно ра­зубедить («Я должен выброситься из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу ...»).

    Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее). В данной ситуации требуется:

    1.Сообщить родителям (администрации учреждения) и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи.

    2.До прибытия я специалистов следить за тем, чтобы ребенок не на­вредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного.

    3.Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.

    Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).

    В данной ситуации:

    1.Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

    2.Изолируйте от других учащихся.

    3.Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

    4.Не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: « Не беги – стой», «Не размахивай руками – опусти руки», «Не кричи – говори тише».

    Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

    Агрессия – один из непроизвольных способов, которым организм человека пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы и агрессии может сохраняться достаточно длительное время.

    В данной ситуации:

    1.Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один).

    2.Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул).

    3.Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

    4.Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

     

     

    2. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики).

    Плач с суицидальными высказываниями.

    В данной ситуации:

    1 .Не оставляйте его одного.

    2.Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

    3.Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах.

    4.Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

    5.Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.

    Истерический припадок (длится от нескольких минут до нескольких часов).

    Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

    В данной ситуации:

    1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.

    2.Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко на него крикнуть).

    3.Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды»,«Умойся»).

    4.После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.

    5.Не потакайте его желаниям.

    При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

     

    3. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение.

    Особенности коммуникации:

    • сохранять понимающую и вежливую позицию;
    • дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
    • принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
    • принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
    • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
    • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
    • избегать моральных оценок и директивного тона в беседе; проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
    • избегать невыполнимых обязательств;
    • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
    • избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.

    Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

    В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

    Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья - детские психиатры, психотерапевты, психологи).

    Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:

    • во всех случаях повторных суицидных попыток;
    • при наличии психических расстройств;
    • при наличии высокого риска суицидных действий;
    • устойчивых мыслей о самоубийстве;
    • высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
    • существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
    • беспокойстве или панике;
    • неблагоприятной семейной ситуации.

Проявления суицидального риска

ЗНАКИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Поведенческие признаки:

-        внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

-        употребление спиртного и/или наркотических средств;

-        избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

-        безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

-        безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

-        внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

-        внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Словесные ключи

-прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «Ты меня больше не увидишь», «Я не могу больше выносить эту проблему», «Скоро все это закончится»;

-        шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

-        уверения в беспомощности и зависимости от других;

-        прощание;

-        самообвинения; 

-        сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

-        раздача своих ценностей, долгов;

-        написание «записок-завещаний»;

-        несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

-        самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;      

-        частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-        склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Мифы и факты о суициде.

Миф №1

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание.

Факт №1

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

Миф №2

Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

Факт №2

Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Миф №3

Самоубийство – явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь.

Факт №3

Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

Миф №4

Те, кто кончает с собой, имеют психические отклонения.

Факт №4

Многие люди, совершающие самоубийства, не страдают никакими психическими заболеваниями.

Миф №5

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.

Факт №5

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.

Миф №6

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку и раскаялся, то больше подобное не повторится, так что опасность позади.

Факт №6

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

Миф №7

Большинство самоубийств импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить.

Факт № 7

Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Миф № 8

Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Факт № 8

Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями

Главная задача суицидальной интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервно-психического расстройства.