Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Памяткі

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Встречаются примерно у 15% младших школьников.

РЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?

  • Невнимательный

o         С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр

o         Часто допускает ошибки из-за небрежности

o         Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

o         Часто оказывается  не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

o         Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

o         Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.

o         Часто теряет свои вещи

o         Легко отвлекается на посторонние стимулы

o         Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

  • Гиперактивный

-    Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.

-    Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на  месте

-    Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

-   Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

-    Часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор».

-    Часто бывает болтливым

  • Импульсивный

-   Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.

-   Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

-   Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.

-   Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

ЧТО ТАКОЕ СДВГ И ОТКУДА ОН БЕРЕТСЯ? 

Диагноз СДВГ ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной  появления ММД  является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка (например, из-за обвития пуповины во время родов), травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие.    

Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим  трудом, часто за счет подрыва здоровья.

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях

Для поддержания умственной активности ребенку cгиперактивностью необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках)  для того, чтобы лучше воспринимать информацию. 

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, однако в этот период они обычно не сказываются отрицательно на развитии ребенка, так как те же проблемы есть у большинства дошкольников. Однако у детей с СДВГ  симптомы сохраняются тогда, когда он идет в школу, часто мешая учебной успешности.

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому  при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего,  будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезнут (во взрослом возрасте диагноз СДВГ уже не ставится).

КАК ОТЛИЧИТЬ  СДВГ  ОТ  СХОЖИХ ПРИЗНАКОВ ПОВЕДЕНИЯ?

Очень важно отличать ребенка просто невнимательного и беспокойного от ребенка, имеющего те же симптомы вследствие СДВГ.  Так как подход к ребенку в  зависимости от этого может отличаться вплоть до противоположного. Важно знать, стоит ли за особенностями ребенка физиологическая причина (над которой его воля не властна), либо же он способен  волевыми усилиями  регулировать свое поведение.

Определить достоверно наличие СДВГ можно только специальными психофизиологическими методиками и специальной диагностикой невропатолога. Однако если вы (родитель, педагог) замечаете устойчивое проявление многих из вышенаписанных симптомов и видите, что волевые усилия ребенка над собой практически бесполезны, направьте ребенка на диагностику сначала к школьному психологу, который, сделав специальную диагностику, в свою очередь, возможно, также порекомендует  обратиться к невропатологу.

Помните, что, вовремя выявив такую особенность ребенка как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, Вы  сможете помочь ему достичь  желанного успеха в учебе!

КАК СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА С СДВГ?

Так как поведенческие проявления имеют основу в физиологических проблемах, то, прежде всего, лечение назначает врач – специалист после диагностики, скорее  всего, выпишет ребенку средства, нормализующие работу мозга, повышающие общий тонус организма.

Но в то же время разработаны специальные нейропсихологические упражнения для повышения работоспособности, снятия напряжения, способствующие лучшему межполушарному взаимодействию и т.п. Программу коррекции может составить психолог, заниматься же по ней с ребенком могут и родители.

И, наконец,   важная роль отводится созданию особого подхода к проблемам ребенка со стороны педагогов и родителей. Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, состоит в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Многое зависит от того, насколько окружающие взрослые осознают особенности ребенка и соблюдают рекомендации по оптимизации развития ребенка с СДВГ.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С  СДВГ

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, ребенок с СДВГ имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его. 

Рекомендации родителям:

— проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

  • избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;

  • вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как ребенок с гиперактивностью еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий,  запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры;  прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, тайм-аут, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»;  внеочередное дежурство по кухне и т.д.
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение)
  • давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной  школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика   и плавание.
  • поговорите с  гиперактивным  ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

 Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер

Рекомендации учителям:

-  ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синд­рома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите вни­мание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.

— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально,  оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

— не  забывайте  включать в урок физкультмину­тки;

  • разрешайте ребенку с гиперактивностью через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, дети с гиперактивностью часто не пони­мают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ре­бенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно ор­ганизовать работу.
  • направляйте энергию детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
  • спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

—    давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;

  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;
  • не давайте сложных, многоуровневых  инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
  • для улучшения организации учебной деятельности ребенка ис­пользуйте простые средства — планы занятий в виде пикто­грамм, списки, графики, часы со звонком.

— создавайте ситуации, в которых ребе­нок с гиперактивностью может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

  • научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;
  • когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
  • старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять по­зитивные;
  • если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
  • старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
  • обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения;
  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

— объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­го отношения.
  • придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняй­тесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Советы учителя-дефектолога родителям

Для того чтобы речь вашего ребёнка была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам:

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, выполнение домашних заданий, игра, прогулка и т.д.
  • Сами говорите выразительно и правильно. Не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка.
  • Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка.
  • Если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.
  • Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или».
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
  • Не фиксируйте внимание на ошибках, а тактично исправьте ребенка.
  • Постоянно контролируйте речь детей, учите правильно произносить звуки в словах, фразах.
  • Не требуйте от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.
  • Выполнение заданий учителя-дефектолога должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.

 

 

Памятка для родителей

«Дома играем – звук закрепляем»

Если ваш ребёнок посещает занятия учителя-дефектолога, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно-два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя-дефектолога, ребенка и его родителей. Вы можете использовать дома игры и упраж­нения для закреп­ления правильного произно­шения. По­мните, что ваша речь — обра­зец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывай­те следить за правильностью произнесения ребенком закреп­ляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощ­рения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите лю­бые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточ­ните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправить­ся на кухню (в ванную, при­хожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предме­ты по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правиль­ного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произне­сите слова с «дефектным» про­изношением и попросите ре­бенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Ана­логичное задание можно пред­ложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посорев­нуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закреп­ляемым звуком.

«Мы - артисты». Прогово­рите с ребенком скороговор­ку, чистоговорку или корот­кое стихотворение с закреп­ляемым звуком несколько раз разными интонациями (удив­ленно, весело, грустно). За­крепляемый звук произноси­те чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». До­говоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выпол­нить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

 

Это нужно знать

 

Многие родители учат читать ребенка до того, как он пойдет в школу, но при этом даже не предполагают, что могут быть печальные последствия неграмотного обучения. Предлагаем несколько рекомендаций, к которым стоит отнестись внимательно.

  1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у учителя-дефектолога).
  2. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!
  3. Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т.п. (нужно называть просто -С-, -Р- и т.д.)
  4. На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.
  5. Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
  6. Разные дети имеют разные темпы обучения чтению. Поэтому следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

 

Желаем успеха!

 

 

Основные ошибки родителей при обучении ребёнка чтению

  1. В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например «м», следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – «м», «б», а не «эм» или «бэ». Говоря так, мы произносим два звука – [э] и [м]. Это только путает детей.

  1. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: «м», «а» – и только после этого складывает сам слог: «ма».

Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным.

Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога.

В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.

сли в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

 

Как правильно учить ребенка писать?

Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно.

  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, а рука свободно двигалась по строке.
  • Левая рука лежит на столе и придерживала лист.
  • Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.
  • Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня.
  • Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны, которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает.
  • Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д.
  • Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.
  • Для выработки правильного захвата - придуманы трёхгранные карандаши и ручки.

Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.

Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

  • взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
  • лепка буквы из пластилина;
  • вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
  • сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
  • обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
  • выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
  • обводка букв, написанных взрослым;
  • письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

 

 

 

 

Игры и упражнения для профилактики дисграфии

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Рекомендации для педагогов

      Преимущественно у учащихся начальных классов встречается дисграфия   на почве нарушения языкового анализа и синтеза. То есть, данный вид нарушения письменной речи проявляется в следующих видах ошибок:

- пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)

- пропуски гласных (маска-мска);

- вставка лишних букв (крот-ктрот);

- перестановки букв (тропа-прота);

- добавление букв (весна-весная);

- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни – быличудные дни).

- раздельное написание слов, приставок или корня (Летом по реке идут пароходы – Летам пореке и дут парходы).

- запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле).

 

Направления работы по профилактике дисграфии:

  • Развитие языкового анализа и синтеза: формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении.
  • Развитие слогового анализа и синтеза: умение выделять гласные звуки в слове.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова; вычленение звука в начале, в середине, в конце слова; определение количества, последовательности и места звука в слове

       У каждого педагога в арсенале должны быть игры и упражнения по развитию фонематического анализа и синтеза.

 

Развитие языкового анализа и синтеза

  1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
  2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
  3. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках).
  4. Работа с деформированными предложениями /с опорой и без опоры на наглядность/(«гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
  5. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

 

 Развитие слогового анализа и синтеза

  1. Отхлопать  или   отстучать  слово   по  слогам   и  назвать  их количество.
  2. Выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
  4. Назвать гласные в слове.
  5. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  6. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

Игра «Найди картинку»
Цель: деление слов на слоги

Правила игры: найти картинку, в названии которой 2 слога

Разложить картинки на 2 группы в зависимости от количества слогов.

 

Развитие фонематического анализа и синтеза.

      За основу берётся звук. главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха. То есть,  ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

         Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Упражнение для узнавания звука

  • Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
  • Подними флажок, если услышишь заданный звук;
  • Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
  • Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
  • Придумай слова, в котором есть заданный звук.

Игра «Маленький ученый»

Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова

Игра «Подарки Алёнке»

Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.

Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)

Игра «Проделки Звукоедика»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: в стране слов живет звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн.., ват.., книг..)

Игра «Рассели картинки в домики»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: картинки (на определенный звук) пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.

         Также необходимым является различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия)

С этой целью используются следующие  аналогичные игры и упражнения, игры с мячом а также различные игры по типу «Логопедическое лото».

Игра «Бабушкины подарки»

Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Вам  бабушка прислала

На подарки сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но подарки выбирайте

Лишь со звуком  [Р’] в названии.

Приготовились. Внимание!

Арбуз или мандарин?

Абрикосы или груша?

Орешки или карамель?

Брюки или свитер?

Берет или тюрбан?

Купим украшения с бриллиантом  или рубином?

      Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их произносит, различает согласные по твердости-мягкости, то звуковой  анализ слова не вызывает особых трудностей.

Упражнения для звукового анализа и синтеза

Игра «Да-нетка»

Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры: учитель выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет».

-это живое (да)

-это человек (нет)

-это летает (да)

-это птица? (нет)

-это муха? (да)

Игра «Отгадай загадку»

Цель: формирование навыка звукового анализа слова

Правила игры: учитель загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Игра «Подбери слово к схеме» (круги Луллия)

Цель: формирование навыка звукового анализа слова.

Правила игры: дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.

Игра «Составь слово»

Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- выделять начальный звук в слове.

- синтезировать слова из заданных звуков.

- составлять звуковую схему слова.

- учить обозначать звук буквой.

       Таким образом, данные игры и упражнения являются предупреждением возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, что положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и учащегося.

 

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей

Памятка для родителей

Каждый родитель с интересом наблюдает за развитием своего ребенка и ему очень хочется, что бы его правильно выговаривать звуки, говорил полными предложениями, и родители могут ему помочь. Существует множество игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей. Для этого не обязательно отводить определенное время. На прогулке, или занимаясь домашними делами, вы можете одновременно поиграть с ребенком.

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
  • «Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).
  • «Давай споём». Как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.
  • «Придумай рифму». Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.
  • «Волшебные палочки». Дайте ребёнку сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.
  • «Приготовим сок». Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
  • «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».
  • «Один –много», одна морковь - много моркови.
  • «Один, два, пять», одно яблоко, три яблока, пять яблок.
  • «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи. Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Чтобы развить ручную умелость, можно:

  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаю успехов!

 

 

 

 

 

Преодоление дисграфии у младших школьников

Памятка для родителей

 

Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:

 

  • Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
  • Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

 

 

 

Логопедические приёмы, игры, упражнения

на уроках обучение грамоте, русскому языку и чтению

 

Учащиеся начальных классов могут испытывать различные трудности в освоении общеобразовательной программы. Причинами неуспеваемости являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом, лексико-грамматическом и психическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

В связи с этим, учителю необходимо на уроке организовать коррекционно-развивающую работу, способствующую повышению грамотности и преодолению речевых нарушений младших школьников.

  1. Игра «Поиграем на рояле».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

Содержание. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнения (кончики пальцев рук последовательно касаются стола).

  1. Упражнение «Штриховки».

Цель: способствовать развитию пространственных представлений.

Содержание. Различные виды штриховок, выполняемых слева направо или снизу вверх так, чтобы нажим уменьшался от первой фигуры к последней.

  1. Упражнение «Дифференциация цветом сходных по начертанию букв».

Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определённую цель (тренировка переключения внимания).

Содержание. Подкреплять письмо проговариванием, например: ааоооаааооааооо – одну из букв обведи синим цветом, а другую - зелёным. Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.

  1. Упражнение «Напиши столько букв, сколько услышишь в слове звуков».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха и анализа, усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Задание: напиши столько букв Ш и Щ, сколько услышишь в слове звуков. Примерный материал: шалаш, щука, щека, шутка, шёлк, щётка и т.д.

  1. Упражнение «Напиши буквы разным цветом».

Цель: способствовать развитию фонематической дифференциации звуков, дифференциации образов букв, тренировке переключения внимания.

Содержание. Ребёнку предлагается записать под диктовку слова с буквами Ш и Щ (Ш, обозначающая твёрдый согласный, прописывается синим, а Щ, обозначающая мягкий согласный, прописывается зелёным цветом).

  1. Игра «Где же спрятались слова?»

Цель: учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв; способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Вариант 1. Предлагаются слова или целые предложения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать.

  1. Игра «Слова зовут на помощь».

Цель: активизация словаря, развитие орфографической зоркости.

Содержание. Предложите ученикам выделить среди группы слов слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

   Упражнение можно использовать при закреплении правописания слов с безударной   гласной в корне.

  1. Упражнение «Слова склеились».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. Задание 1. На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами:

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИКАСОЛНЦЕ

           Задание 2. Даны девять слов (зачитываются слова) : река, стол, дождь, корзина, корабль,ёжик, книга, солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их рассказ, да ещё и представить себе всё происходящее – совсем другое дело. Давайте

побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами.

Например: «У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошёл сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ёжик и

читал книгу о солнце».

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы требуется помощь или подсказка учителя.

  1. Упражнение «Волшебная яблоня».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. На доске нарисована яблоня, к её веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», читает на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляет пропущенную букву. Все слова записываются на доске. Для того чтобы запомнить данные слова, предлагается побывать в стране Вообразилии и придумать историю (слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лисица, тишина, тропинка, река, плоты). Например, такая история: «На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты».

Затем ученики записывают слова по памяти.

  1. Упражнение «Подбор слов-ассоциаций».

Цель: способствовать усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учётом правил грамматического оформления предложения. Развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, формирование навыков ассоциативного мышления. Формирование навыка ориентировки в пространстве.

Содержание. Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать:

1)   в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет. (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает?);

2)   в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие признак предмета. (Какая часть речи обозначает признак предмета ? На какие вопросы отвечает?);

3)   в левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова действия. ( Какая часть речи обозначает действие предмета? На какие вопросы отвечает ?);

4)   в левом верхнем углу доски слова-помощники. (Где можно увидеть этих животных? Где они живут?).

     Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь.

   Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.

 

Приёмы, способствующие развитию навыков самопроверки

  • Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Например: машина – ши, часы – ча, Глеб – Г, б и т. д.
  • «Запомни!» Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма. Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, ежи, туча, щука, ваза, шары, шишка.
  • «Будь внимательным!». Учитель: послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е.
  • «Взаимопроверка».Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
  • «Дифференциация звучания и написания слов». Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.

 

Коррекционную работу следует осуществлять на определенном этапе урока в течение 10-15 минут.

Работа учителя с учащимися с ОПФР на разных этапах урока

При опросе:

-Создание атмосферы доброжелательности.

-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.

-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами.

-Предоставление примерного плана ответа.

-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание).

Создание атмосферы доброжелательности

-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.

-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами

-Предоставление примерного плана ответа

-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание)

-Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

 

Изложение нового материала:

- Поддержание интереса к теме через использование различных методов объяснения.

-Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала.

-Привлечение детей в качестве помощников.

-Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога.

-Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового.

-Многократное повторение.

 

Самостоятельная работа на уроке:

- Делить сложные задания на этапы.

-Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила.

-Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану).

-Отмечать положительные моменты.

-Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий.

-Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка).

-Стимулирование самостоятельных действий.

-Дифференцированные задания.

-Предупреждение о возможных затруднениях.

-Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях.

 

Выполнение домашняя работа:

- Подробно объяснять, как выполнять задания.

-Дифференциация объема и помощи.

-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос.

- Подробно объяснять, как выполнять задания

-Дифференциация   объема и помощи

-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос

-Исключать перегрузку.

 

Стимулирование учебной деятельности (на всех этапах урока):

-Поощрение.

-Создание ситуаций успеха (подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора).

-Эмоциональный комфорт, доброжелательность.

-Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз).