Инновационный проект
«Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»
(2019–2022)
Тема инновационного проекта «Использование заданий разных уровней сложности c целью активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации технологии LessonStudy (исследование урока)».
Сроки реализации: 2019 – 2022гг.
Руководитель инновационного проекта: Шумович Светлана Александровна, директор Государственного учреждения образования «Средняя школа деревни Здитово» Березовского района
Консультанты инновационного проекта:
Радевич Елена Владимировна, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академии последипломного образования»;
Координатор инновационного проекта: Трофимович Екатерина Викторовна, заместитель директора по учебной работе.
Количество участников проекта: 23 учащихся 5-го класса, 22 учащихся 9-го класса; 2 представителя руководства учреждения образования, 4 педагога, педагог-психолог. Таким образом реализацией проекта занимаются 28% педагогов учреждения образования.
Состав участников реализации инновационного проекта
Общие сведения о педагогах, участвующих в инновации (таблица 1).
№
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
Образование
|
Категория
|
|
Шумович С.А.
|
Директор,
учитель белорусского языка и литературы
|
высшее
|
высшая
|
|
Трофимович Е.В.
|
заместитель директора по учебной работе
|
высшее
|
вторая
|
|
Богуш В.Н.
|
педагог-психолог
|
высшее
|
вторая
|
|
Савчук Н.А.
|
учитель математики
|
высшее
|
высшая
|
|
Гойшик А.П.
|
преподаватель физики и математики
(магистр физико-математических наук)
|
высшее
|
вторая
|
|
Козодаева С.Н.
|
учитель белорусского языка и литературы
|
высшее
|
высшая
|
|
Левчук Г.А.
|
учитель географии
|
высшее
|
первая
|
Общие сведения об учащихся
В инновационный проект включены учащиеся, обучающиеся на ІІ ступени общего среднего образования (таблица 2).
Классы
|
Количество учащихся
|
Ф.И.О. педагогов
|
5
|
23
|
Гойшик А.П.
Шумович С.А.
Левчук Г.А.
|
9
|
22
|
Савчук Н.А.
Козодаева С.Н.
Левчук Г.А.
|
Цель проекта: повышение профессиональной компетентности педагогических работников посредством их включения в исследование образовательной практики «Исследование урока» и подготовки к постоянному профессиональному самосовершенствованию в условиях учреждения образования для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения через использование заданий разных уровней сложности.
На основе анализа целевого компонента поставлена цель настоящего этапа инновационной деятельности: организация системы методического сопровождения инновационной деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся через использование заданий разных уровней сложности в учреждении образования и в процессе сетевого взаимодействия педагогов-инноваторов.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. определить участников инновационного проекта посредством анкетирования педагогов на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношения к инновации;
2. изучить литературу на предмет формирования банка эффективных приемов и методов работы для повышения познавательной активности учащихся;
3. разработать план организационно-управленческих мероприятий в рамках учреждения образования для успешного внедрения педагогической технологии;
4. организовать сетевое взаимодействие педагогов-инноваторов учреждений образования – участников проекта (в том числе, онлайн) с целью обмена эффективными приёмами педагогической деятельности, систематизации результатов инновационной деятельности, взаимообучения;
5. организовать психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационного проекта для всех участников с целью создания благоприятной среды, выявления возможных проблем и рисков и их минимализации.
Научно-методическое обеспечение обусловлено активным сотрудничеством с консультантами проекта: Радевич Еленой Владимировной, начальником Центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академии последипломного образования», Куксо Екатериной Николаевной, руководителем проекта «Академия Директории», магистром организационного консультирования Университета Манчестера.
Совместно с консультантом разработаны темы педагогических исследований педагогов-участников, также уточнены особенности ведения дневников, что показывает высокую степень активного участия консультанта в процессе внедрения инновационного проекта. По инициативе консультанта создано сетевое педагогическое сообщество, где проводятся семинары и вебинары образовательного характера.
На инструктивно-методических совещаниях инновационной группы обсуждались вопросы«Ведение документации участника инновационной деятельности», «Организация сетевого взаимодействия участников инновационного проекта».
В течение года педагогами-инноваторами разрабатываются методические рекомендации по применению в образовательном процессе заданий разного уровня сложности по белорусскому языку, географии и математике в 5 и 9 классах. В рекомендациях определены структура заданий, их объём, целесообразность применения на разных этапах урока с целью повышения познавательной активности и мотивации обучающихся.
Опыт педагогов распространится через выступление на педагогическом совете 30.04.2020г., участие в работе школьного методического совета.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям: диагностические и мониторинговые мероприятия; информационные мероприятия; консультирование (индивидуальное, групповое, коллективное); сопровождение индивидуальных педагогических исследований участников инновационного проекта, помощь в выборе критериев, инструментария.
В соответствии с задачами проекта, основываясь на программе инновационной деятельности и этапов его реализации, календарном планом работы, диагностирована комфортность учащихся в условиях сформированной информационной среды, уровень школьной мотивации обучающихся для формирования и развития склонностей обучающихся к познавательной деятельности. Исследования проводились в качестве стартовой и промежуточной диагностики (приложение 1).
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение способствовало созданию благоприятной творческой среды для эффективной реализации соответствующих этапов проекта, определению проблемного поля инновационной деятельности, её своевременной коррекции.
Педагогом-психологом ведется еженедельная просветительская работа: час психолога по теме «Поиск форм и методов работы с учащимися, исходя из их индивидуального и личностного развития».






В соответствии с задачами учреждения образования на учебный год и в рамках реализации проекта проведены тематические заседания педагогического совета «Основные направления работы школы в 2019/2020 учебном году. Реализация инновационного проекта «Использование заданий разных уровней сложности c целью активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации технологии LessonStudy (исследование урока» (август, 2019 года), инструктивно-методическое совещание инновационной группы по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность (сентябрь, 2019г.).
Трансляция опыта педагогов-инноваторов осуществлялась через сетевое общение, школьный методический совет.
В рамках недели педагогического мастерства проведены уроки, где учителя-инноваторы поделились опытом работы по внедрению в образовательный процесс модели развития предметно-методических компетенций в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование урока» через применение заданий разных уровней сложности для активизации познавательной деятельности учащихся.
График проведения открытых уроков в рамках недели педагогического мастерства
Дата
|
Класс
|
№ урока
|
Предмет
|
Тема урока
|
Ф.И.О. педагога
|
13.12
|
5
|
5
|
Математика
|
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Выражение. Уравнение»
|
Гойшик А.П.
|
16.12
|
5
|
2
|
География
|
Эпоха Великих географических открытий. Открытия и исследования материков. Современные исследования
|
Левчук Г.А.
|
16.12
|
6
|
5
|
Белорусский язык
|
Асаблівасці правапісу канчаткаў назоўнікаў 3-га скланення
|
Козодаева С.Н.
|
16.12
|
9
|
1
|
Математика
|
Построение графика функций
|
Савчук Н.А.
|
Актуальность данной проблемы для педагогов разных учебных дисциплин подтверждает рассмотрение данного вопроса на заседаниях школьных учебно-методических групп.
С целью методической помощи педагогам, реализующим инновационный проект, состоялись групповые и индивидуальные консультации «Методические и дидактические материалы для педагога-инноватора», «Деятельность педагогов по использованию заданий разных уровней сложности для активизации познавательной деятельности учащихся через содержательное наполнение уроков».
Повышению профессионального уровня и трансляции инновационной практики способствовало участие педагогов в семинарах.
Результаты инновационной деятельности первого года реализации проекта позволяют сделать следующие выводы:
1. продолжается реализация модели организационно-методического сопровождения проекта;
2. продолжается теоретическая и методическая подготовка участников инновационной деятельности;
3. проведена экспертиза тем педагогических исследований педагогов-инноваторов (совместно с консультантом);
4. выявлена положительная динамика школьной мотивации учащихся 5 и 9 классов;
5. разрабатываются дидактические материалы для активизации познавательной деятельности учащихся 5 и 9 классов по учебным предметам, определённым проектом;
6. формируется банк эффективных приемов и методов работы для повышения познавательной активности учащихся;
7. разрабатываются методические материалы (памятки, рекомендации, алгоритмы) по разным аспектам инновационной деятельности.